Главная - О школе - Сведения об образовательной организации - Структура и органы управления ОО - Принцип пятиуровневой системы организации управленческой деятельности
Структура управления образовательного учреждения
Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и
Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью.
Формами самоуправления школы являются:
√ Педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного учреждения),
√ Общее собрание трудового коллектива,
√ Совет школы
В Уставе школы и в положении «Положение о педагогическом совете школы» четко определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией школы.
Администрация представлена руководителем школы - директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением.
Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников образовательного процесса. Директор учреждения прошла соответствующую аттестацию по должности руководителя учреждения образования, курсовую подготовку и имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда.
Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы, образовательной программы, реализуемой школой, расписания учебных занятий, классных журналов и нормативной документации педагогических работников школы.
Коллегиальные органы управления
1. Педагогический совет - высший орган самоуправления школы, решает вопросы, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно-педагогического и методического уровня. Проводиться не реже 4-х раз в год. Рассматривает и принимает решения по предложениям школьных методических объединений, касающиеся развития образования в школе.
2. Совет школы – является коллегиальным органом самоуправления и осуществляет общее руководство школы, выступая в роли высшего органа самоуправления в решении общих вопросов развития и определения концепции школы, перспективной программы развития и организации учебно-воспитательного процесса и управления им.
3. Общее собрание трудового коллектива – регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками.
Управленческая система ОУ представлена следующим образом:
Распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе.
Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ. Определяет структуру управления школой, должностные обязанности работников. Координирует деятельность всех подчиненных структур и их руководителей: Заместителей директора, социальную защиту учащихся и охрану детства, заведующего хозяйством, главного бухгалтера. Директор школы обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.
Формы координации деятельности аппарата управления ОУ:
√ Педагогический совет (анализ работы, диагностика, корректировка результатов, решение, выполнение решений);
√ Совещание при директоре;
√ Планы работы (годовой, на четверть, на неделю всех подструктур);
√ Приказы и распоряжения ОУ.
Организационная структура управления
Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы.
Организационная структура управляющей системы школы состоит из
пяти уровней управления.
Первый уровень:
Директор как главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство школой и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления:
Педагогический совет – высший орган педагогического самоуправления, членами которого являются все учителя и воспитатели школы, а председателем – директор. На своих заседаниях педсовет рассматривает сложные педагогические и методические вопросы, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, определяет порядок промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
Общее собрание трудового коллектива – высший орган трудового коллектива, на котором обсуждается и принимается Устав школы, обсуждаются и принимаются «Правила внутреннего распорядка», принимается решение о необходимости заключения коллективного договора его последующее утверждение и т.п.
Совет школы – коллегиальный орган самоуправления, осуществляющий общее руководство школой, выступая в роли высшего органа самоуправления в решении общих вопросов развития и определения концепции школы, перспективной программы развития и организации учебно-воспитательного процесса и управления им.
Второй уровень:
Заместители директора школы по учебной работе и воспитательной работе,
заведующий хозяйством, педагог-организатор внеклассной работы, социальный педагог,
главный бухгалтер и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации:
ПМП консилиум, аттестационная комиссия, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений, конфликтная комиссия, комиссия по доплатам и надбавкам.
Через этих членов школьной администрации директор осуществляет опосредованное руководство школьной системой.
Третий уровень:
Учителя, воспитатели, логопед, педагог дополнительного образования, руководители школьных методических объединений, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, развивают деловые качества учащихся.
Четвертый уровень:
Обучающиеся. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.
Пятый уровень:
Родители. Участие родителей в управляющей системе школы способствует оптимальному решению актуальных проблем учебной мотивации, профилактике асоциального поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, формированию у них ценностного отношения к здоровью.
Функциональные обязанности каждого члена администрации четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность.
Система управленческой деятельности школы эффективно сотрудничающая с учащимися, родителями, работниками школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивает режим функционирования и развития школы.
С целью осуществления связей в структуре управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает наиболее актуальные проблемы, а
школьные методические объединения (третий уровень) – рассматривают реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем и конкретизируют решение этих проблем в преподавании учебных предметов.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления:
1. Учебно-воспитательный процесс:
√ контроль за выполнением программы всеобуча
√ контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижением федерального государственного образовательного стандарта;
√ контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
√ контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;
√ контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся;
√ контроль за внеклассной работой по предметам;
√ контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.
2. Педагогические кадры:
√ контроль за выполнением решений нормативных документов вышестоящих органов;
√ контроль за работой школьных методических объединений;
√ контроль за выполнением решений педагогических и школьных методических объединений;
√ контроль за самообразованием учителей;
√ контроль за состоянием методической работы;
√ контроль за повышением квалификации учителей.